И вот, рано утречком мы двинулись в Турцию. От Батуми до границы всего около 20 км. Приграничный городок называется Сарпи с Грузинской стороны и Сарп с турецкой. При переходе (переезде) границы проблем не было, только турецкая женщина — погранец что-то пыталась объяснить про 10-ти литровую канистру бензина в багажнике. Но мы друг друга не поняли и спокойно проехали дальше. С документами никаких проблем не возникло, все прошло очень быстро, буквально 20 минут.
Ура, мы в Турции!
Если очень коротко, мои впечатления:
А теперь — подробнее…
Наш путь лежал до города Учизар, что в центральной Турции. Первая часть дороги до города Оф шла вплотную к морю. Это просто радость автомобилиста и эстета — прекрасные дороги и шикарный вид из окна.
С другой стороны горы и холмы на которых растет… Чай. Это было для меня открытием, что турки производят его так активно. Но про чай подробнее расскажу в финальных главах.
Черноморское побережье Турции практически не используется местными для купания, пляжи можно пересчитать по пальцам. Зато рыболовство тут процветает. Очень много «гаражей» для лодок и искусственно созданных бухт. Наверное, у каждого местного есть свой катерок.
Подъезжая к городу Оф, мы задумались. Можно было доехать до Трабзона, сделать небольшой крюк… Или повернуть на Байбурт прямо от Офа. Навител сказал, что там есть нормальная дорога. Гугл прямо таки кричал: «Через Трабзон, через Трабзон, глупцы!». Но мы решили свернуть, что крюки-то лишние делать…
Но, самый безопасный и проверенный вариант доехать на машине из Батуми (Грузия) до Каппадокии (Турция) — это путь Батуми-Трабзон-Сивас-Кайсери и дальше куда вам нужно.
Откровение #1: Турция — страна не только морей и пустынь.
Чего мы не знали о Турции? Что кроме моря, там есть горы. Нет, даже так: ГОРЫ. Там живет много людей, есть дороги. Высокогорные. Об этом у нас стали появляться подозрения, когда асфальт стал заканчиваться, а пропасть за ограждением стала становиться все глубже. А потом ограждение вообще пропало. Как-то так:
https://goo.gl/photos/KYnuZUVb2XJPdwm59
Если вы улетели в пропасть — ваши проблемы:D
Поворачивать назад было уже поздно, ну и навигатор говорит, что дорога есть. И въехали мы в высокогорную Турцию. Дорога превратилась в однополосную, водитель прижимался к горе, а пассажир обреченно смотрел, как колеса едут в сантиметре от глубокого обрыва.
Горы тут очень обжиты:
Пробирались по узким улочкам этих поселений, даже в пробку попали.
Еще один серпантин… Мы поднимаемся выше и выше. На обочине валяется древний ржавый корпус от Пежо 206. Как бы намекает, что с нами может случится то же самое, ведь мы к горным дорогам не привыкли.
Внезапно навстречу выехал внедорожник. Увидел нас, встал на более-менее широком участке, чтобы разъехаться. Сдали немного назад, заднее колесо немного повисло над пропастью. Мое сердце медленно начало свое движение к пяткам. Хорошо, что расстояния хватило и внедорожник проехал.
А мы забираемся все выше, мимо горных ручьев. Выезжаем из-за поворота прямо… в заграждение. Рядом какая-то сторожка, из неё выбегает человек, начинает что-то объяснять на турецком. Английский он не знает. Уходит, приводит из сторожки еще одного человека. Голубоглазого и светловолосого дядечку. Ну, думаем, сейчас нам все объяснят. Но нет, он тоже не знает английского! К счастью, он отлично объяснялся жестами.
Ситуация была примерно такой: угроза обвала, дорога дальше перекрыта, ехать опасно. Есть другая дорога. Дядечка даже сходил, написал на турецком куда и где повернуть, чтобы мы могли эту бумажку в случае чего показать местным.
Надо отметить, что ни гугл, ни навител больше дорог отсюда не знали. Предлагали вернуться к Трабзону.
Дядечка гостеприимно пригласил попить чаю (а слово чай и в Турции чай), но надо было ехать. Обратно, по серпантину, до деревушки.
Мы подумали, что эта вторая дорога должна быть в долине между горами. Т.е. с этой нам нужно спуститься.
Доехали до деревушки, решили уточнить у местных. Английский никто не знает здесь тоже. Но жесты и волшебная бумажка от дядечки нам в помощь.
Смотрю, сбываются худшие опасения — местый показывает на гору напротив и чертит зигзаг. Ага, на той горе зигзагообразная дорога вверх… Т.е. нам нужно спуститься с этой горы и забраться на соседнюю.
Пока писала этот пост решила найти фотографию дороги, сама не сделала. Нашла. В статье «Турецкая Дорога D915 признана самой опасной дорогой в мире«. Да, D915 — это та дорога, по которой мы ехали…
В общем, забирались-спускались мы по этим серпантинам часа два.
Поднялись, домиков там стало меньше. Долго ехали, прежде чем найти кого-нибудь, для уточнения маршрута.
Нашли одного парнишу, жестами объяснил, что мы едем верно. Кстати, забыла про
Откровение #2: Турки бывают голубоглазыми и светловолосыми.
В горах нам их встретилось достаточно.
Панорамка с горы:
После кучи опасных подъемов, которые машинка кое-как потянула, мы, наконец-таки, выехали на что-то более ровное. Начались красивые альпийские луга. На вершине этой горы находится город (село) Чайкара, окраины которой раскиданы по всей горе.
Воздух там чистый, свежий, прохладный.
Как бы мы еще увидели эту красоту горной Турции?
Но дороги опасные, это да.
Ехали мы, ехали, потихоньку спустились с горы и доехали до старинного города Байбурта. В него не заезжали, но примечательную крепость хорошо было видно с дороги:
Дальше мы ехали до тех пор, пока у нас бензин не дошел до критической отметки. Ничего примечательного не случилось до этого момента, кроме того, что дороги в Турции очень и очень хорошего качества.
Доехали до маленького городка Келкит. Нужно было снять денег, заправить машину и очень-очень хотелось есть.
Глубинка Турции очень религиозна. Много мечетей, женщины ходят закрытые, только лицо видно. Мое платье было с рукавами, но до колен. Опасалась косых взглядов и неодобрения. Но кому моя одежда сдалась? Интерес был, но в том плане, что иностранцев тут видят очень редко.
Деньги сняли. Покушать бы…
Рядом с местом, где оставили машину, какое-то здание, похожее на кафе. Ну и на вывеске блюда какие-то нарисованы.
Решили зайти. Входим, а там пусто и лишь за одним столом кушает мусульманская семья — женщины и дети.
На нас смотрят очень удивленно. Спросили на английском работают ли они, есть ли меню. И, конечно, на нем тут не говорят. Жестами выяснили, что мы хотим перекусить. Нам указали на стол, мы сели.
Старшая очень позитивная женщина подошла, начала объяснять, что у них в меню. Я уловила только знакомое слово «фасоль-ен», молодой человек услышал «пилаф» (плов). Нам так хотелось есть, что мы просто кивнули.
Молодая улыбчивая женщина принесла нам хлеб и кувшин с водой. Через несколько минут нам принесли:
Как это выглядит: какой-то молочный суп, арбуз, перловка, фасоль в подливке. Если бы я зашла в кафе и встретила что-то такое в меню, я бы никогда не заказала, но тут пришлось есть, так как, повторюсь, очень хотелось кушать.
На деле все оказалось очень вкусно: молочный суп с мятой и лаймом, острая перловка и острая фасоль. А также свежайший хлеб. Вот такое вот удивительное знакомство с местной кухней.
Мы поели, настало время расплатиться. А тут ребятишки как раз привели какого-то молодого парнишу, который немного говорит по английски. За обед на двоих вышло 20 лир (500 р.). Это был самый недорогой обед по соотношению количество/качество за всю Турцию.
Кстати, это заведение называется «Локанта», что-то типа столовой, где есть фиксированный набор блюд, за недорогую цену.
Заправили себя и машину, поехали дальше, до финальной точки — города Учизар.
1 лира ~ 25 рублей (август 2015)
Жилье: 3000 р.
Бензин: 3 750 р.
Еда (локанта): 500 р.
Итого в пути до Каппадокии: 7 250 р.
Итого: 37 826 р.
Оставить комментарий